Помпей с большими почестями принимает Тиграна Великого
Однако Тигран Мец не собирался сдаваться. Он решил вернуть Тигранакерт. Хотя армянская армия по численности вдвое превосходила войска Лукулла, военные позиции армянской стороны, как и особенности ландшафта, не благоприятствовали армянам. Кроме того, тактическим маневром – внезапной атакой, Лукуллу удалось посеять смятение в рядах армянской армии, которая, неся тяжелые потери, была вынуждена отступить.
Весной 68 года до Р. Х. римские легионы начали продвижение вглубь Армянского царства, и к середине сентября пытались перейти реку Арацани (приток Евфрата в Армянском нагорье, ныне находится на территории Турции) и войти в столицу Великой Армении Арташат, вынуждая армянские войска к новой битве, в то время как они не успели оправиться от поражения при Тигранакерте.
Главное сражение между армиями Армянского царства и Римской Республики произошло у моста через реку Арацани, где армяне пытались остановить дальнейшее продвижение римских войск в глубь своей территории. С самого начала битвы Тигран Мец применил хитроумную тактику, разработанную в восточном военном искусстве. Армянская конница создала видимость отступления, нарушив разработанный план действий римлян, а затем неожиданно перешла в наступление, уничтожая силы противника, и Тигран во главе кавалерии разбил армию Лукулла. Как писал римский консул Кассий Дион, «во время этого наступления неприятельская конница сильно потеснила римскую, но никто из них не вступал в рукопашный бой с пехотинцами, а, наоборот, они тотчас же отступали каждый раз, как только Лукулл в помощь своим всадникам высылал щитоносцев. Несмотря на это, враги не понесли никакого ущерба и, развернувшись, стреляли из луков в преследовавших их врагов, многих сразу убивали, многим же наносили ранения. Раны были тяжелые и с трудом поддавались лечению».
Когда весть о неудачах военного похода Лукулла достигла Рима, на замену ему был срочно выслан другой известный римский полководец Гней Помпей Великий. Он заключил военный союз с Парфией против Армении и Понты, и парфянские войска, подстрекаемые Римом, напали на Армению. Однако Тигран в битве под Арташатом вновь разгромил неприятельские войска и обратил их в бегство. Помпей, убедившись, что даже с помощью парфян не в состоянии покорить Армению, согласился заключить с Тиграном Великим мирный договор. Переговоры состоялись в 66 году до Р. Х. в лагере римских войск у Арташата, где Помпей Великий с большими почестями принял Тиграна Великого.
Хотя по условиям Арташатского договора 66 года до Р. Х. Тигран II терял почти все завоеванные территории, кроме части земель, захваченных у Парфии, тем не менее Армянское царство сохранялось в пределах своих исторических границ: от Евфрата до реки Кура и Каспийского моря. Кроме того, Армения провозглашалась «другом и союзником римского наро-да». В честь этого исторического события — заключения мирного договора между Арменией и Римом — Тигран Мец «обещал дать каждому воину по полмины серебра, центуриону — по 10 мин, трибуну — по таланту»
Аппиан подтверждает свидетельство Плутарха: «…каждый воин получил по 50 драхм, каждый командир — по 1000 драхм, а каждый трибун — по 10000 драхм» (Аппиан Александрийский. «Римская история», кн. XII, «Митридатова», § 104). На картине итальянского художника изображен исторический момент подписания армяно-римского мирного договора в лагере римских войск, где в богато убранном шатре расположились Тигран Великий и римский полководец Помпей Великий. У лестниц шатра остановилась роскошная царская боевая колесница. По принятым в античном мире правилам политического этикета, если одна из сторон соглашения находилась в подчинении или была представлена подданным какого-либо государства, к месту подписания договора тот был обязан дойти пешком. Если же это был царь или некто равный по статусу другой стороне, то он прибывал на коне либо на карете.
Тот немаловажный факт, что на картине Фузаро царская боевая колесница помещена у лестниц шатра, свидетельствует: к уполномоченно-му Римом полководцу Помпею Тигран Мец прибыл, как царь Армении, с соблюдением всех почестей и предусмотренного для царских особ це-ремониала, что Фузаро счел нужным подчеркнуть. В ознаменование заключения армяно-римского договора на картине изображен момент, когда Помпею вручаются богатые дары Тиграна Великого, а также упомянутые Плутархом монеты для раздачи воинам.
Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение»


