Ваагн-Драконоборец и Дорога Соломокрада.
Ваагн-Драконоборец – 3-й после Арамазда и Анаит бог в армянском языческом пантеоне. Его главное капище находилось в местечке Аштишат Таронской области, которое в дохристианской Армении приобрело значение культового центра. Здесь наряду с Ваагном почитались и другие языческие боги – Арамазд, Анаит и Астхик. Патриарх армянской историографии свидетельствует: певцы из Гохта исполняли песню о рождении Ваагна в сопровождении древнего армянского струнного инструмента «бамбир».
Мучилось родами небо,
Мучалась родами земля,
Мучалось родами и багряное море,
Муки родин охватили
В море и красненький тростничок,
Дым выходил из ствола тростника,
Пламя выходило из ствола тростника,
И из пламени выпрыгнул светлокудрый юнец,
Его кудри горели огнем,
И борода пылала пламенем,
Очи же были [как два] солнца.
Хоренаци, записав этот предающийся из уст в уста гимн Ваагну, завещал его грядущим поколениям, отмечая, что он часто звучал и в христианской Армении, сохранившей жемчужины древнеармянской языческой культуры: «Мы своими ушами слышали пение этой [песни] в сопровождении бамбира».
Как следует из поэтического текста, бог Ваагн родился от соединения неба и земли, что в глубоко укорененных представлениях древних народов отражено в символических толкованиях божественной силы грома.
Хоренаци свидетельствует, что подобно тому, как в древние времена слагались гимны во славу подвигов Геракла, народ Армении создавал песни о Ваагне. Сравнение неслучайное: в мифологических представлениях древности Ваагна с Гераклом. В армянском переводе Библии, в строке из Второй книги Маккавея «чтобы доставить 300 драхм серебра на жертву Геркулесу» (Маккавей, 2-я книга, 90.19) Геркулес переведен, как Ваагн, а в греческом переводе исторического труда Агатангехоса Ваагн назван Геркулесом (Гераклом).
Ярким примером идентификации богов Ваагн – Геракл может служить созвездие Млечного Пути, которое в греческой мифологии связано с Гераклом, а в армянской – с Ваагном, получив также название Дороги Соломокрада. Анания Ширакаци в своем знаменитом труде «Космография» описывает бытующие мифологизированные представления о происхождении Млечного Пути: «Говорят, Геракл по этой дороге увел [стадо] Гериона. А другие, согласно тем же [мифическим] представлениям, говорят – это разлившееся [молоко] из грудей Геры, жены Арамазда. Некоторые из первых армян также говорили, что суровой зимой Ваагн, предок армян, украл солому у Баршама, предка ассирийцев, что у нас по преданию и называют следом вора соломы».
Хоренаци, оставаясь верным христианским представлениям времени, согласно которым древние боги считались знаменитыми людьми, возведенным в ранг святых за совершенные ими подвиги, а также последовательно придерживаясь своего принципа «храбрецы рождены храбрецами», пишет, что Ваагн был вторым сыном Тиграна Ервандяна. В левой части художественного полотна Дзассо изображена сцена рождения Ваагна из объятого дымом и пламенем тростника. Соответственно тексту песни золотокудрый Ваагн предстает на картине с огненной бородой. В правом углу полотна Ваагн, обхватив руками пучок пшеничных колосьев, мчится по небесам. Соединив легенды о происхождении Млечного Пути – молоке, разливающемся из грудей Геры и Дороге Соломокрада, художник изобразил высыпающиеся по пути колосья, которые образуют созвездие Млечного Пути. Поскольку легенда о Ваагне отражает стихийные народные представления, значительное место на картине отведено образам крестьян. Выделяется также фигура царя с короной, а также групповая композиция армянского войска, что символизирует всеобщую и повсеместную веру в легенду о Ваагне в армянском царстве.
Патриарх армянской историографии свидетельствует, что слышал и видел, как складывалась песнь о Ваагне. Поэтому в левый угол картины помещена прославляющая подвиги Ваагна армянская Муза с изящной лирой в руках.
Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение»


