Сейчас загружается

Арам-Миродержец

Арам-Миродержец

Арам – потомок Айка Наапета (Патриарха): он – внук Гегама, который приходится внуком Арамаису – внуку Айка Наапета. Вот что пишет о нем Мовсес Хоренаци: «То был муж трудолюбивый и любящий отечество, готовый скорее умереть за родину, чем увидеть, что чужеродные сыны попирают его родные пределы и инородные мужья властвуют над его кровными сородичами».

Чтобы защитить страну от иноземных захватчиков, Арам собирает 50-тысячное войско. У границ Армении преграждает путь мидийской армии. Ее предводителем был некий Ньюкар Мадес, «гордый и воинственный муж» родом из Медейи, отсюда и имя его. Пока армия Арама настигала мидийцев, они ступили в Армению и предали огню и мечу все на своем пути. «Но тут Арам, нагрянув внезапно, до восхода солнца истребляет все его полчища и, схватив Ньюкара, приводит в Армавир и там велит пригвоздить его к стене на вершине башни, забив в лоб железный клин на обозрение прохожим и всем прибывшим туда».

Нинос, потомок Бэла, горел желанием отомстить Араму за то, что давние времена его предок Айк одержал победу над Бэлом. Однако опасаясь, что открытая вражда к Араму приведет к крушению его царства, из дипломатических соображений «разрешает [Арама] носить диадему, унизанную жемчугом, и называться вторым после него [лицом]». Арам продолжил победное шествие в окрестностях Ассирии, где убивает Баршама, который нес Армении смерть и разрушение.

Арам сумел подчинить себе и Кесарию, приказав местному населению говорить только на армянском языке. Поэтому греки зовут Кесарию «Протин Армения», что переводится, как «Первая Армения».

Хоренаци повествует, что в честь Арама иноземцы стали называть нашу страну «Армения», поскольку слава о победах отважного полководца разнеслась по всему миру.

Итальянский художник иллюстрирует рассказ Хоренаци о расправе над коварным Мадесом. Изображен драматичный момент, когда, по свидетельству летописца, Ньюкара Мадеса железным клином пригвождают к стене Армавирской башни. С лестницы, прислоненной к башне, спустились те, кто доставил Мадеса на место казни. Вершитель его судьбы размахнулся молотком, чтобы в последний раз ударить по торчащему изо лба Мадеса клину.

Арам устремил на Мадеса дерзкий и гордый взгляд, словно желая сказать: так закончит мирской путь каждый, кто посмеет посягнуть на Армению. В соответствии с законами и нравами древнего и античного мира войско ликует в знак одобрения происходящего.

Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение»