Во имя памяти: начало рубрики «История Армении»
Уважаемые соотечественники!
В целях сохранения нашей общей исторической памяти, духовного и культурного наследия армянского народа, а также с искренним стремлением передать это бесценное достояние нашему молодому поколению, мы начинаем новую рубрику — «История Армении».
Эта рубрика призвана напомнить каждому из нас о славных страницах прошлого, о подвигах наших предков, о героизме и стойкости, благодаря которым Армения на протяжении веков сумела сохранить свою самобытность, язык, веру и культуру.
Начиная с сегодняшнего дня, ежедневно мы будем публиковать интересные и познавательные материалы, посвящённые различным периодам истории Армении — от средневековья и до наших дней.
Каждая публикация будет представлять собой краткую статью, изложенную в удобной и доступной форме, чтобы каждый читатель мог с лёгкостью и удовольствием знакомиться с важнейшими историческими фактами и событиями.
Все исторические факты, которые мы будем представлять в наших статьях, будут взяты из книги «История Армении», созданной на основе объемного альбома «Histoire de l`Armenie», выпущенного в 1888 г. в Венеции на французском языке. В нее вошли несколько десятков картин итальянских художников на армянские исторические сюжеты. Солидное издание – плод деятельности Конгрегации Мхитаристов в Венеции и отражение европейских представлений о средневековой Армении.
И начать этот цикл мы хотим с рассказа о битве Айка и Бэла, которая символизирует не только начало армянской истории, но и вечное стремление нашего народа к свободе, независимости и достоинству.
Пусть эта рубрика станет для всех нас источником вдохновения, укрепления национального самосознания и любви к родной земле.
Битва Айка и Бэла.
Каждый народ чтит своего героя-патриарха. От него, родоначальника – «нахапета», по преданию, выводится родословная. Нахапет армянского народа – титан Айк. Как гласит Святое Писание, когда люди, возгордившись и желая возвыситься до Бога, дерзнули начать строительство Вавилонской башни до небес, она волей Всевышнего была разрушена, а люди заговорили на разных языках. В это время некто Бэл стремился распространить свою власть и подчинить себе всех гигантов-исполинов. Однако Айк не желал признавать его превосходство.
Вот что писал выдающийся армянский историк V века Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) о независимом нраве Айка: «Одним из них [тех, кто не подчинился Бэлу] был Иафетостеев Хайк, именитый и храбрый нахарар [патриарх, хозяин], меткий стрелок из могучего лука». Историк называет Айка Иафетостеевым, поскольку, согласно составленной им родословной, армяне, которые, как и все люди на Земле, произошли от Ноя, – продолжатели генеалогической линии третьего сына Ноя, Иафета – предка исполина Айка. В нем и его потомках продолжился род, от которого ведет происхождение армянский народ. Хоренаци продолжает: «Сей Хайк, благолепный и статный, густокудрый, ясноокий и могучий, славился среди великанов храбростью и выступал против всех, кто стремился к единоличной власти над всеми великанами и благородными героями». И вот Айк, отказавшись подчиниться Бэлу, с сыном Араманьяком, всем родом и прислугой уходит в страну Араратскую. Меж тем титану Бэлу удается установить власть над исполинами, и он не собирается мириться с гордыней Айка. Бэл шлет гонцов в страну Араратскую с требованием признать и подчиниться его власти. Однако Айк, отослав гонцов, резко отказывает Бэлу. И тогда Бэл собирается огромную армию и идет войной на Айка. Вначале добирается до мест, где обитает Кадмос – сын Араманьяка. Кадмосу не удается противостоять армии Бэла. Он оставляет владения и бежит, ища спасения у Айка. Затем отправляет вперед себя посланников с тревожной вестью.
Узнав о нашествии Бэла, Айк собирает сыновей и внуков, «храбрых мужей-луконосцев» и подходит к берегу Ванского озера. Отсюда и двигает воинов навстречу Бэлу. Тот, окруженный стеной из бойцов, устроился на вершине утеса, чтобы оттуда наблюдать за ходом сражения. Айк, построив войска клином, выдвигается вперед. Хоренаци пишет: «Когда великаны сошлись. От их яростной схватки страшный грохот огласил землю; они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения. Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны остались непобежденными в сражении». Во время сражения Бэл спустился с вершины, желая продвинуться вглубь, однако, поняв, что битва приобретает затяжной характер, вернулся на прежние позиции и укрепился в ожидании подкрепления для нового нападения. «Увидев это, Хайк, вооруженный луком, устремляется вперед, приближается к царю, туго натягивает широкий, как озеро, (лук) и трехперой (стрелой) попадает в нагрудную пластину; стрела, пройдя насквозь между плеч, вонзается в землю». Увидев, что их предводитель сражен насмерть, «доблестные войска» Бэла в панике бежали.
Итальянский художник Джулиано Дзассо (1833 – 1889 гг.) иллюстрируя «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци, добросовестно и зеркально точно отобразил перипетии рассказа летописца. Вот как историк описал нашествие Бэла: «Он же, с неукротимым и чудовищно громадным полчищем, подобным бурному потоку, низвергающемуся с крутизны, спешил достигнуть пределов обитания Хайка». Подсказанный Хоренаци образ наступающей издалека стихии стал для художника ключом к замыслу батального полотна: на дальнем плане изображено скопище неразличимых фигур, чуть ближе едва намечаются очертания лиц бойцов Бэла.
Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение»


