Сейчас загружается

Неркин Шен. Память Шаумяновского района — свет для молодого поколения

Неркин Шен. Память Шаумяновского района — свет для молодого поколения

В целях сохранения исторической памяти и культурного наследия нашего народа мы продолжаем публиковать материалы, посвящённые Шаумяновским сёлам – их прошлому, традициям, семейным родословным и важным событиям, оказавшим влияние на судьбу. Эти очерки основаны на воспоминаниях, архивных сведениях и свидетельствах бывших жителей.

Настоящий текст представляет собой один из таких материалов – рассказ о селе, его истории, жителях и культурной среде, которая веками формировалась в этом уголке. Основой публикации послужили материалы из книги «Книга очага: адреса тоски» / Ким Каграманян, 2014 год.

Данная статья была продублирована из шестого выпуска газеты «Колокола мрава»

Неркин Шен

Слово «шен» в армянском языке означает не только «поселение», но и «благоустроенный, зажиточный». Неркин Шен был именно таким — зелёным, ухоженным селом среди лесов и гор, с крепким бытом и красивыми зданиями. После включения Гюлистана в состав Советского Азербайджана, Неркин Шен стал райцентром для ряда Шаумяновских сёл, сохраняя армянский язык, дух и культуру. Его даже называли «маленькой Москвой». Но в 1992 году жители были насильственно изгнаны из родных домов.

Село насчитывало 16 улиц и около 5000 жителей (на 1980 год). Среди них были и семьи из Хархапута, присоединённого к райцентру в 1974 году.

Старый Неркин Шен простирался от кладбища до окрестностей Хрхапора, где до сих пор сохранились хачкары и следы древних поселений с надгробиями XV–XVII вв. Поблизости находятся руины села Ванк, откуда в XVII веке семь семей переселились вниз к реке и основали нынешний Неркин Шен. В конце XVIII века, во времена притеснений и голода, многие местные жители эмигрирова ли в Болнис-Хачен под покровительство Российской империи.

С возвращением Карабаха под власть России в 1805 году часть населения вернулась на родину. Потомки переселенцев сохранили язык, традиции и родовую память, особенно в районах Иджевана, Шамшадина и Одзуна, где до сих пор живут носители фамилии Бегларян, происходящие из одного рода.

С 1805 года население из Ванка начинает по степенно переселяться на старое место, потому что территория Ванка была небольшой – не сколько полей и полянок, окруженных лесом. В старинном кладбище Неркин Шена на могильной плите было написано: «Здесь покоится тело Арутюна Каграманяна…сына+ из Неркин Шена…1844 год». Это повстречавшееся нам самое старое упоминание о Неркин Шене. Но по скольку во дворе церкви Неркин Шена, около дома Нерсисянов (Газин), сохранились надгробные камни еще с 1740 года, а в старом кладбище есть красивые хачкары и более раннего времени, значит, армянский элемент присутствовал здесь веками, только в конце 18-го века, в более не спокойное время, был некоторый поток уезжающих. Возможно, такую судьбу имел также Верин Шен, где в ближайших высокогорьях, около леса, сохранились следы старинных поселений и разрушенной церкви.

Борик Цаканович Гевондян вместе с соотечественниками из Чаренцавана составил подробный план Неркин Шена, описав каждый дом и объект. Восстановить прежний облик села после изгнания армян почти невозможно, поэтому представлены текстовые описания, уточнённые односельчанами. На панораме обозначены ориентиры — горы, ущелья, реки, родники.

Главное шоссе Шаумянского района, проходя через Хархапут, входит в Неркин Шен. От перекрёстка Кетин граг дорога влево уходит в Верин Шен, вправо — в Неркин Шен. Село начинается с местности Трац и тянется до родника Спитак. Правая часть реки была малозаселена до Отечественной войны, позже появились дома, маслобойня, рынок, мастерские, пекарня.

Кетин граг — центр пересечения дороги важнейшая точка района. В 1950-х здесь были мельница, кузница, рынок. Позже — магазины, административные здания, кинотеатр, библиотека, гостиница. Село активно развивалось в 60–70-х годах: строились жилые дома, школа-интернат, дом быта, поликлиника. Асфальтированы улицы, высажены деревья. Построены три моста через реку Варар: старый Кетин грагин, новый ниже по течению и крайний — соединяющий параллельные дороги у въезда в село.

С конца 1970-х на окраинах возникли новые кварталы. Появился винный завод, много новых домов по дороге в Ай Парис. Райцентр к началу 1990-х стал крупным. Многие, не бывавшие здесь десятилетиями, село не узнавали. 

После Спитака — старая электро станция, затем дома, автоколонна, пекарня. Вдоль реки и шоссе тянулись дома семей Мосунц, Халапян, Налбандян, Межлумян, Макарян, Габулян, Сафарян и других. Ближе к центру — магазины, рынок, мельницы, мастерские, автоколонна, кузницы, учреждения. На склоне — строительная контора и дома Арутюнянов, Айрянов, Каграманянов. По краю реки — дома Мовсисянов, Сафарянов, Сандро сянов, Велян, Баба лянов, Симянов, Мурадянов. Здесь второй мост. Параллельно — улица с админист ративными зданиями: райпот ребкооп, столовая, сыроварня, магазины, бойня, мельница.

Вдоль шоссе у ущелья Наатак — дома Бабаянов, Георгянов, Хидирянов, Амирянов, Гевондянов, Каграманянов, Айрунц, Нерсесянов. По верху — дома Агаджанянов, Даниелянов, Велянов. Через третий мост — дорога к Ай Парису. Поблизости — новое кладбище у ущелья Бхркерц. Главная улица Неркин Шена начиналась от Кетин грага. Здесь стоял бюст Гарегина Балаяна. Рядом — баня, двухэтажные дома, кинотеатр «Камо», администрация. Улица вела к оврагу Балунц гоби. Вдоль — дома Цатурянов, Мовсисянов, Хачат рянов, Айрунц, Даниелянов, Габулянов. Параллельно — Набережная вдоль реки, от которой отходили улицы Азизбекова, Абовяна и Шаумяна.

Улица Азизбекова соединяла центр с кварталами. Тут располагались дома семей Каграманян, Даниелян, Чиркинян, Гевондян, Бабаджанян, Межлумян, Багманян. Перекрёстки вели к Пилор тапа и Рус Парису. Были спортшкола, дом быта, профтехучилище, кинотеатр, магазин, пекарня.

На Абовяна и Шаумяна — жилые дома, магазины, универмаг, гостиница, почта, аптека, банк. В глубине — дома учителей, водителей, врачей. Каменная улица — старая улица Шаумяна, поднималась к Паки колу. Тут жили: Межлумяны, Бабакёхяны, Карагадяны, Сантросяны, Арустамяны. В кварталах были: стадион, спортплощадка, штаб самообороны, комбинат, дом культуры, дет сад, здание суда, поликлиника, военкомат, памятник погибшим.

Склоны и окраины села были засажены садами и виноградниками. В 1932 году на левом берегу построена электростанция. Позже сюда пришло центральное электричество. Люди с трудом отвоёвывали каменистые склоны, несмотря на бюрократические запреты. В то время как власти вырубали деревья и строили бесполезные объекты, селяне превращали пустыни в сады.

Поля назывались: Зарда ох, Чибилдари ох, Мец ох, Прси арви ох и др. Родники: Спитак, Кетин грагин, Бабалунц, Станци, Габуланц, Мтованц, Бхчени и др. Ущелья: Хачин дзор, Наатак, Литри дзор, Пилор тапа, Крак твац и др.

Гевондян Борик составил наиболее полные списки, опираясь на память и свидетельства. Текст не может быть строго линейным — село описано кварталами, с ориентирами и местностями. Автор просит снисходительности, если найдутся неточности — главное, сохранить память.

Родовые имена были связаны с именем деда (прадеда), родом деятельности, даже с какой–либо чертой характера или с внешним видом. Приезжих часто называли по названию места, откуда приехали, впоследствии название носили их потомки. В Манашиде, например, были Карсунц, в Неркин Шене –Эркеджеци, Талишеци, в Верин Шене – Баянлвеци, Егикреци, Сухумеци и другие. Когда началась паспортизация, иногда ветви одного и того же рода писались разными фамилиями, бывало также, что несколько родов писались одной и той же фамилией, но по совершенно разным причинам. Однако в селах, как правило, их знали по старым родовым именам.

В Неркин Шене часть Габулянов – бывший род Довунц. Каграманяны до 19 века считались Туранц, род Пишиканц – Бабаян, род Кизоганц – Оганджанян, род Мтованц – Бабурян, род Терунц – Ананян, род Жештунц – Абрамян, род Мосикюханц – Мовсисян, род Дагдилянанц – одна часть Габулян, другая – 89 Аракелян. Часть Хачатурянов – бывший род Балагунц, другая часть – ветвь рода Каграмананц. Цатуряны также ветвь рода Каграмананц. Род Гюрджунц – Арзуманян, род Жымаранц – Сантросян, род Тертеранц (Титеранц) – Налбандян, род Бояхчунц – Арустамян, род Тапрунц – Арушанян, род Гудовичанц – Багманян, род Маленкунц – Даниелян, род Марунц – Межлумян, род Сакамарунц – Чиркинян, род Кюкюнц – Григорян. 

Уважаемые соотечественники!

Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение» уверено в том, что посредством публикации подобных статей и информационных материалов мы сможем донести до молодого поколения правду о прошлом, о богатом историческом и культурном наследии Шаумяновского района.

Это не просто воспоминания — это живая летопись судьбы народа, земли, традиций, героических страниц и трагических испытаний, которые никогда не должны быть забыты. Мы верим, что просветительская работа и сохранение памяти о родных местах помогут молодежи осознать свою идентичность, почувствовать ответственность за будущее и укрепить духовную связь с корнями.

Сегодня, как никогда, важно не терять связь с истоками, с теми ценностями, которые формировали поколения до нас. Только зная, кем мы были, мы сможем уверенно двигаться вперёд, строить будущее, основанное на достоинстве, справедливости и взаимной поддержке.

С уважением,
Армянское Общество Шаумяновцев «Наше Возрождение»