Сейчас загружается

История Шаумяновского района

церкви

История Шаумяновского района

17 марта 1988 года, после того как внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, органы советской власти Шаумяновского района и Геташенского подрайона направили ходатайство о включении их в состав НКАО. 12 февраля 1991 года решением Верховного Совета АзССР Шаумяновский район был ликвидирован и включён в состав Геранбойского района. 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов провозгласила образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), Шаумяновского района Азербайджанской ССР и Геташенского подрайона (часть Ханларского района АзССР). Согласно юрисдикции, непризнанной Нагорно-Карабахской Республики территории Шаумяновского района АзССР и Геташенский подрайон в конце 1991 года вошли в Шаумяновский район Республики Арцах. Летом 1992 года, в ходе наступления азербайджанских войск, армянское население было вытеснено на юг. В ходе Карабахского конфликта большая часть мирного населения бежала в Армению, Нагорно-Карабахскую Республику или Россию. В настоящий момент, согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория бывшего Шаумяновского района АзССР входит в Геранбойский район Азербайджана. Согласно юрисдикции непризнанной НКР, Шаумяновский район вместе с Геташенским подрайоном являлся оккупированной Азербайджаном частью Республики Арцах.

Шаумяновский район (на армянском: Շահումյանի շրջան) — административная единица в составе непризнанной Республики Арцах и бывшей Азербайджанской ССР. Исторически территория района входила в состав армянской области Арцах, однако, как и весь остальной Арцах к северу от Малого Кавказа (за исключением Арцвашена), не вошла в состав ни Советской Армении, ни Нагорно-Карабахской автономной области.

За время проживания на территории Шаумяновского района армянское население сформировало новый диалект армянского языка – Шаумяновский диалект. Он имеет сходство с карабахским диалектом армянского языка, а также включает заимствования из русского и азербайджанского языков.

В 1979 году, согласно данным переписи населения Шаумяновского района, в районе проживало 19 972 человека. Из них: армяне – 14 623 (73.2%), азербайджанцы – 4 150 (20.8%), русские и молокане – 1 147 (5.7%).

По состоянию на 1989 год подавляющая часть населённых пунктов Шаумяновского района была армянской. К ним относились (в скобках приведены употреблявшиеся армянские названия): посёлок городского типа Шаумяновск (Шаумян, позднее — Неркишен/Неркин Шен), село Хархапут (Хархапор), посёлок Юхары-Агджакенд (Вериншен), село Баллыкая (Дзкнджур), село Армянские Борисы (Ай-Парис), село Бузлук (Сарцашен), село Башкышлак, село Гюлистан, село Карачинар (Арчихала), село Еникенд (Норшен), село Гахтут, село Манашид (Менашен), село Эркеч (Эркедж).

Азербайджанскими являлись населённые пункты: село Гюрзалар, село Зейва, село Шефек, село Тодан. Также в районе имелось одно село, население которого составляли русские и молокане — Русские Борисы.

Шаумяновский район имел многовековую историю и был богат множеством разнообразных историко-культурных памятников. Район был заселён ещё с древних времён, о чём свидетельствуют древние памятники, обнаруженные на его территории.

Рядом с селом Гюлистан в Шаумяновском районе находится монастырь Святого Всеспасителя (Напат), в трёх километрах от села — полуразрушенная крепость XVIII века, которая являлась бывшей резиденцией меликов Гюлистана. Сохранились развалины замков, жилых домов и церкви.

В п.г.т. Шаумян (Шаумяновск) находилась церковь Святой Богородицы XVII века, к югу от города – полуразрушенный монастырь «Ерек Манкунк» XVII века, в Бузлухе – церковь XVIII века, а поблизости находилось место паломничества в честь Святого Минаса, в Армянском Парисе – развалины церкви Святого Минаса XVIII века и часовня «Напат», в Вериншене – церковь Святой Богородицы XVII века, в Эркедже – церковь Святого Саргиса XVIII века, в Хархапуте – церковь Святой Богородицы XIX века, в Карачинаре – церковь Святого Иоанна XIX века, в Манашиде – церковь Святой Богородицы XIX века.